Понятие и виды креативных индустрий закреплены Федеральным законом от 08.08.2024 № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
Креативная (творческая) индустрия (далее - креативная индустрия) - экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью (ст. 3 гл.1).
Виды креативных индустрий (ст. 6 гл. 3):
1) Индустрии, основанные на историко-культурном наследии (включая народные художественные промыслы, ремесла, деятельность галерей, деятельность по представлению обществу музейных предметов и музейных коллекций, производство продукции с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и иных объектов культуры и культурного достояния);
2) индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства (включая литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и другие произведения), результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности (включая исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том числе театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные театрально-зрелищные представления) и фонограммах;
3) индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (включая обработку данных и разработку программного обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр, деятельность по созданию и распространению информации, рекламную деятельность, деятельность аудиовизуального сервиса, создание и использование иных результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для распространения в средствах массовой информации), деятельности средств массовой информации, деятельности в сфере связей с общественностью;
4) индустрии, основанные на прикладном творчестве (включая создание и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).
ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КРЕАТИВНЫХ (ТВОРЧЕСКИХ) ИНДУСТРИЙ НА ОСНОВЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2025 г. N 266
Включение сведений о субъектах креативных (творческих) индустрий в Реестр субъектов креативных (творческих) индустрий, осуществляющих деятельность в Ленинградской области (далее - Реестр), осуществляется на основании принятого комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области решения о подтверждении соответствия физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к субъектам креативных (творческих) индустрий.
Для подтверждения соответствия критериям отнесения к субъектам креативных (творческих) индустрий необходимо подать заявление о признании субъектом креативной (творческой) индустрии. Заявление с прилагаемыми документами подается в электронной форме через сайт комитета.
Заявление о признании субъектом креативной (творческой) индустрии с прилагаемыми документами также можно направлять в комитет почтовым отправлением по адресу: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3.
К заявлению прикладываются следующие документы:
1) документы, подтверждающие полномочия лица на подачу от имени заявителя заявления (документы, удостоверяющие личность соответствующего лица), а также (если лицо не вправе действовать от имени заявителя без доверенности) доверенность на совершение указанных действий;
2) согласие лица (лиц), персональные данные которого (которых) содержатся в заявлении и прилагаемых документах, на обработку его (их) персональных данных, оформленное в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (бланк согласия, образец согласия);
3) описание креативного продукта, коммерческую деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках, распространению и (или) реализации которого осуществляет заявитель, включающее изображение (при наличии) креативного продукта (бланк описания, образец описания).
Критерии отнесения физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам креативных (творческих) индустрий, осуществляющим деятельность в Ленинградской области:
- Постановка физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика на территории Ленинградской области.
- Для физических лиц – применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и осуществление деятельности по видам креативных индустрий, предусмотренным частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2024 года № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
- Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – основные виды экономической деятельности, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, включенные в перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
- Юридическое лицо не является иностранным юридическим лицом.
- Физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не являются иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
- Физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не находятся в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму.
- Физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не находятся в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.
- Юридическое лицо не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
- Физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках, распространению и (или) реализации креативного продукта.
Для исключения сведений о субъекте креативной (творческой) индустрии из реестра субъектов креативных (творческих) индустрий, осуществляющих деятельность в Ленинградской области, необходимо направить в комитет соответствующее заявление (бланк заявления).
***
По всем вопросам поддержки субъектов креативной индустрии обращаться в Сосновоборский муниципальный фонд поддержки предпринимательства или в Отдел поддержки креативных индустрий и самозанятых (ОПКИС) - структурное подразделение Ленинградского фонда поддержки предпринимательства. ОПКИС находится по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Энергетиков, д.3 А, БЦ "Лада", 9 этаж, тел. (812) 309-46-88, доб. 119, 120, 157, электронная почта fpp@813.ru.
***
Одним из основных элементов инфраструктурной поддержки креативных (творческих) индустрий являются креативные кластеры. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № ЗЗО-ФЗ креативным кластером признается территория, на которой расположены объекты недвижимости и необходимая инфраструктура, используемые для осуществления деятельности субъектами креативных (творческих) индустрий и иными лицами, деятельность которых направлена на создание условий для эффективной деятельности субъектов креативных (творческих) индустрий, и существуют условия для создания, продвижения на внутреннем и внешнем рынках, распространения и (или) реализации креативных продуктов и развития человеческого потенциала. Критерии признания территории креативным кластером (далее - Критерии креативных кластеров) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2025 года № 789.
***
В Ленинградской области работает бизнес-инкубатор креативных индустрий, предназначенный для поддержки малого и среднего бизнеса, а также самозанятых, работающих в сфере творчества.
Деятельность бизнес-инкубатора направлена:
- на открытие новых возможностей для коммерциализации бизнес-идей творческих предпринимателей,
- создание жизнеспособных малых и средних предприятий и новых рабочих мест.
Адрес: Ленинградская область, Гатчинский район, п. Тайцы, ул. Юного Ленинца, д. 2.
Чтобы стать частью бизнес-инкубатора, необходимо подать заявку по тел. +7 (921) 944 41 96 или по электронной почте mfpmpgr@yandex.ru.
***
BE FASHION. Федеральная платформа, объединяющая региональные fashion-события, креативные форумы и показы локальных дизайнеров в единую сеть.

Русская ассоциация участников фешен-индустрии, в рамках своей миссии по развитию легкой промышленности Российской Федерации и креативных индустрий информирует о запуске новой федеральной платформы Be Fashion.
Be Fashion — это координируемая программа fashion-событий по всей России, направленная на:
- усиление региональных инициатив в модной и креативной среде,
- поддержку малого и среднего бизнеса в сфере легпрома, дизайна и услуг,
- развитие внутреннего туризма и событийной экономики.
Проект поддерживает проведение в регионах форумов, показов, ярмарок и образовательных мероприятий по единой модульной структуре с методической, визуальной и PR-поддержкой. Он направлен на развитие креативных индустрий в регионах, поддержку локальных брендов, привлечению туристов и формирование нового имиджа территорий.
Проект синхронизирован с повесткой национальных программ (Ростуризм, Минпромторг РФ) и уже получил положительную оценку со стороны региональных партнеров и отраслевых сообществ.
Сайт федеральной платформы Be Fashion: https://be-fashion.ru.