История НИТИ
Основные этапы создания Научно-исследовательского технологического института (НИТИ) - Государственной испытательной станции по отработке и исследованиям судовых ядерных энергетических установок и его роль как генерального застройщика (1962-1997 г.г.) в создании города Сосновый Бор
В течение 1952-1957 г.г. в СССР Министерством Среднего машиностроения были созданы ядерные энергетические установки (ЯЭУ) первого поколения для атомных кораблей ВМФ и атомных ледоколов.
Дальнейшее совершенствование этих установок потребовало от науки, конструкторов и промышленности создания новых поколений судовых ЯЭУ больших мощностей, повышенного энергозапаса, с более высокими требованиями к надежности, безопасности. Эту проблему можно решить только при отработке этих установок на наземных стендах-прототипах, после проверки при этом новых конструкторских решений.
Поэтому академик А.П. Александров - директор ИАЭ им. И.В. Курчатова - научный руководитель работ по проблеме атомного судостроения, его заместители - сотрудники ИАЭ Хлопкин Н.С. и Гладков Г.А., а также руководство Государственного Комитета по использованию атомной энергии (ГК АЭ) Петросьянц А.М., Николаев Н.А., Папковский Б.П., руководившие в то время созданием судовых ЯЭУ, обратились в ЦК КПСС с просьбой разрешить создание Государственной испытательной станции по отработке и испытаниям наземных прототипов судовых ЯЭУ.
2 июля 1962 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление № 665-273 о создании Государственной испытательной станции (с 1969 г. - НИТИ) в качестве филиала ИАЭ.
Местом строительства было определено этим же постановлением южное побережье Финского залива, т.к. северное побережье в основном уже было освоено в качестве места отдыха жителей Ленинграда. Кроме того, Ленинградский Обком КПСС (1-й секретарь Толстиков В.С.) понимал, что строительство крупного научного центра под руководством Министерства Среднего машиностроения неизбежно приведет к развитию мощной строительной базы, что в дальнейшем позволит ее использовать для освоения южного малонаселенного побережья.
Постановление определило и основных исполнителей:
- генеральный проектант ГСПИ-11 - государственный союзный проектный институт МСМ (ВНИПИЭТ);
- генеральный подрядчик - предприятие Главспецстроя Министерства строительства РСФСР, которые в то время на южном побережье Финского залива вело строительные работы на ряде оборонных объектов силами воинских строительных частей.
Анализ хода проектирования и начала строительства института убедительно показывает исключительную ответственность и оперативность ведомств и предприятий в те годы по выполнению решений партии и правительства.
Так, уже в сентябре 1962 г. начинается строительство института и будущего города Сосновый Бор.
Первоначально предполагалось построить институт в районе бывших дореволюционных фортов “Красная горка” и “Серая лошадь” с размещением стендов в казематах этих фортов.
Но первое же знакомство специалистов проектного института с участием А.П. Александрова показало, что для этого необходимо выполнить чрезвычайно сложные работы, связанные с разрушением бетонных конструкций многометровой толщины. Поэтому и был выбран поселок Сосновый Бор как наиболее предпочтительный по следующим причинам:
- наличие небольшого поселка с минимальной инфраструктурой (котельная, несколько магазинов, клуб и т.д.);
- наличие железнодорожного и автомобильного сообщения;
- наличие проектного задания на расширение поселка до численности населения 2,5 тыс. чел., разработанного в 1957 г. Ленинградским отделением института Теплоэнергопроект для размещения персонала предполагаемого к строительству в этом районе тепловой электростанции ГРЭС-16 (строительство которой к 1962 г. было прекращено).
Место размещения промплощадки было выбрано на расстоянии 6,5 км от поселка. При этом санитарно-защитная зона (по санитарным правилам тех лет - 5000 м) не доходила до границ будущего города, а действующее хранилище радиоактивных отходов (предприятие “Радон”) находилось всего в 800 м от будущей промплощадки, что позволяло оперативно передавать на захоронение и утилизацию отходы от деятельности.
Кроме того, такое расположение практически полностью исключало визуальное просматривание сооружений промплощадки с автомобильной дороги и морского фарватера, т.к. сам факт создания в СССР такого института тщательно скрывался.
Для оперативного руководства строительством своего филиала ИАЭ создает отдел капитального строительства (ОКС) в Сосновом Бору. Одним из первых работников ОКСа, практически первым сотрудником НИТИ в 1962 г. был принят Борисов С.Н. - работник ГСПИ-11, только что вернувшийся из Египта, где он участвовал в строительстве ядерного реактора. В дальнейшем этот опытный, талантливый инженер-строитель стал главным инженером ОКСа. Большую роль в организации строительства НИТИ играл сам А.П. Александров, который в то время очень часто приезжал и в Ленинград, и в Сосновый Бор. Он поручил возглавить всю организационную работу по началу строительства своему заместителю по общим вопросам и капитальному строительству Тополину С.А. - талантливому организатору, типичному представителю курчатовского стиля руководства.
С 1962 г. начинает создаваться и будущий эксплуатационный персонал - так называемая группа технологов, для участия в разработке проектной документации. Работу по созданию этой группы А.П. Александров поручил Хлопкину Н.С. - руководителю группы ученых, обеспечивающих научное руководство созданием ЯЭУ для кораблей ВМФ и ледокольного флота, а также его заместителю Гладкову Г.А.
В основном отбирались кадры из специалистов, имеющих опыт работы в смежных по профилю судостроительных научных и конструкторских организациях: ЦНИИ им. А.Н. Крылова, СКБ-143, ЦКБ-16, ЦКБ-18 и др. Эта группа укреплялась специалистами, имеющими опыт строительства, испытаний и эксплуатации атомного флота на судостроительных заводах и опыт эксплуатации наземного стенда-прототипа ЯЭУ первого поколения. Так в мае 1964 г. из одного из судостроительных заводов по инициативе Александрова А.П. и Хлопкина Н.С. был переведен главный технолог этого завода по испытаниям кораблей Брянских Э.С. - участник строительства и сдачи атомных подводных лодок с 1959 г. по 1964 год. С 1964 г. до ухода на пенсию в марте 1991 года он проработал в НИТИ бессменно главным инженером института.
Надо отдать должное специалистам ГСПИ-11 (ВНИПИЭТ), которые в условиях практически полного отсутствия исходных данных по наземным прототипам в связи с тем, что длительное время не был определен конкретно тип ни одной из энергоустановок, сумели в течение года разработать Проектное задание на строительство института. Исключительно большая роль в этом принадлежит главному инженеру проекта Епифанову А.Ф.
Одновременно с разработкой Проектного задания на строительство института велась подготовка к возведению города. Его первоначальный генеральный план представлял из себя прямоугольную структуру городских улиц без учета рельефа и существующего соснового леса.
Ленинградский областной отдел по делам строительства и архитектуры потребовал разработать новый вариант Генерального плана города. Предлагалось шире использовать берег Финского залива с учетом размещения города в зоне отдыха вокруг Ленинграда, предусмотреть строительство объездной автомагистрали, пересмотреть размещение больничного городка, городской котельной, очистных сооружений, канализации, источника водоснабжения с учетом розы ветров и качества исходной воды. Во втором варианте Генплана города в основном все эти замечания были учтены.
Строительство института ведет специально созданное Главспецстроем строительное управление № 411 (п/я 550/3), начальник - полковник Батищев А.А.
О темпах работ можно судить по следующим фактам: начав строительство в сентябре 1962 г. строителями на февраль 1963 г. был уже выполнен большой объем работ, на конец 1963 г. (всего за один год строительства) на промплощадке было начато строительство практически всех сооружений, а ряд вспомогательных сооружений находились в стадии завершения.
Были развернуты работы и по расширению поселка. С уверенностью можно сказать, что именно в 1963 г. началось превращение поселка Сосновый Бор в один из лучших молодых городов Ленинградской области. Городу и особенно его жителям повезло, что строительство города вело Министерство Среднего машиностроения, которое к тому времени уже имело огромный опыт в строительстве “закрытых” городов, жители которых создавали ядерный щит нашей Родины. Эти “закрытые” города отличались комплексностью развития, оригинальной архитектурой и хорошими условиями для жизни и отдыха трудящихся.
Строительство нашего города вначале велось по титульным спискам каждого предприятия города, имеющего потребность в жилье и возможность его финансирования. Для этого отделы (группы) капитального строительства каждого предприятия оформляли в органах местной власти “пятна” под застройку жилых домов и как бы в нагрузку к ним каких-либо объектов соцкультбыта, заказывали необходимую проектно-сметную документацию. При этом только крупное градообразующее предприятие, которым в то время являлось НИТИ, могло обеспечить финансирование и завершение строительства в полном объеме объектов соцкультбыта, инженерных сетей и разных энергетических объектов. Естественно, в этих условиях крайне сложно было обеспечить планомерную комплексную застройку города и создание его инфраструктуры.
С 1966 г. появилась новая еще более мощная структура - ЛАЭС - с выполнением огромного объема жилищно-гражданского строительства. Поэтому Министерство Среднего Машиностроения, верное опыту создания “закрытых” городов и с учетом необходимости концентрации усилий коллектива ЛАЭС на выполнении основной задачи - ускоренного строительства станции, освобождает его от забот по осуществлению гражданского строительства, назначая НИТИ в 1974 г. генеральным застройщиком города с обеспечением эксплуатации вводимого жилищного хозяйства и инженерного хозяйства города.
В связи с этим на базе существовавших в НИТИ ОКСа и отдела оборудования в 1975 г. было создано Управление капитального строительства. Это требовало также и существенного усиления и реорганизации служб ЖКО института, преобразованного до этого в Жилищно-коммунальное управление, которое обеспечивало обслуживание всего городского хозяйства и территории города до 1989 г., когда ЖКУ было передано горисполкому г. Сосновый Бор.
Наличие в городе единого гензастройщика дало возможность увеличить количество предприятий и организаций, желающих принять долевое участие в строительстве жилья. Таким образом, в 1974-1975 г.г. в нашем городе образовалась система: единый заказчик НИТИ - единый генпроектировщик ВНИПИЭТ - единый генподрядчик СУС - единая эксплуатирующая организация (НИТИ).
Служба генерального застройщика (единого заказчика) создавалась под руководством директора НИТИ Рязанцева Е.П. и зам. директора Ходырева Ю.Д. Первым начальником УКСа был назначен Волков В.Н., заместителем главного инженера УКС по городскому строительству - Хакимов Ф.Х.
Работу УКСа обеспечивали отдел материально-технического снабжения, транспортный цех, группа бухгалтерии по капитальному строительству, отдел главного энергетика, на сотрудников которых легла большая нагрузка по освоению объектов, вводимых одновременно в городе и на промплощадке, особенно на молодых энергичных сотрудников - Кирина Г.С. (в дальнейшем секретарь парткома, заместитель председателя Горсовета, затем заместитель главного инженера) и Котлярчука В.А. (в дальнейшем бессменный главный энергетик института).
За время выполнения УКСом НИТИ функций генерального застройщика города с 1975 г. по 1990 г. введено в эксплуатацию жилья 374.238 м2 общей площади и за время работы по договору с УКСом мэрии с 1991 г. по 1994 г. еще 34.439 м2 общей площади (всего 407677 м2). Из объектов соцкультбытового назначения построено и введено в эксплуатацию: 5 школ, 3 торговых центра, 4 универмага, 11 магазинов, комбинат бытового обслуживания, больничный городок, база ОРСа с картофелехранилищем, продскладом, промскладом и др. Из головных инженерных сооружений построена новая АТС на 10 тыс. номеров, ремонтно-строительная база ЖКХ, расширены городская электроподстанция № 168, городская котельная, городские очистные сооружения хозфекальных стоков, городская насосная-фильтровальная станция на реке Систа, десятки километров магистральных инженерных сетей. Построено здание общественных организаций города (ныне мэрии и городского собрания).
В 1991 г. обязанности гензастройщика города были переданы образованному в горисполкоме отделу капитального строительства, с которым УКС еще 4 года работал по договору, осуществляя функции технадзора и поставщика оборудования на объекты городского строительства.
Период 1963 и 1964 годов для института характерен тем, что в эти годы происходил прием специалистов, большинство из которых обеспечили в дальнейшем успешное создание научных, производственных и управленческих подразделений института и его проектирование и строительство. Поэтому этих специалистов, многие из которых стали руководителями созданных ими подразделений, коллективов института, по праву считает ветеранами: С.Н. Борисов, Е.А. Новикова, И.А. Денисов, М.В. Майстренко, В.Б. Хабенский, М.П. Каширина, В.Е. Тюркин, С.Д. Малкин, В.П. Земцов, Н.М. Краснюк, В.Е. Воронин, Э.С. Брянских, А.И. Колесников, Е.В. Новиков, В.Н. Егоров, В.К. Романов, Н.А. Кононов.
Первым директором НИТИ стал Соколов Олег Николаевич, приглашенный А.П. Александровым из Северодвинска с судостроительного завода в апреле 1964 г.
Большое внимание Соколов О.Н. уделял решению проблемы обеспечения города питьевой водой и улучшению транспортных связей с Ленинградом вплоть до введения вертолетных рейсов и рейсов судов на подводных крыльях. К сожалению, ввести эти виды транспорта ему не удалось, но его настойчивые требования осуществить водозабор не на реке Коваш (как неприемлемый с санитарной точки зрения и в связи уменьшающимся дебетом воды), а на реке Систа заставили проектантов провести гидрологические исследования и изменить место расположения водозабора.
Однако до начала проектирования и строительства водозабора было еще далеко, поэтому персоналом института в 1966 г. была начата наладка и опытная эксплуатация фильтровальной станции на р. Коваш, что резко улучшило качество питьевой воды. Заканчивался монтаж и наладка первой очереди городской котельной в составе 4-х паровых котлов ДКВР-10/13, что позволило уже в 1966 г. обеспечить город теплом и горячим водоснабжением на многие годы до монтажа на котельной водогрейных котлов.
В 1966 г. НИТИ пришлось даже выполнять функции дирекции строящейся ЛАЭС, которые на дирекцию НИТИ возложил Министр Славский Е.П. НИТИ было поручено организовать проектно-изыскательские работы и совместно с ВНИПИЭТ уже в апреле 1966 г. представить в Министерство титульный список проектирования будущих лет с определением необходимого финансирования. Функции дирекции строящейся ЛАЭС НИТИ выполняло около года до назначения директором ЛАЭС Муравьева В.П.
К концу 1964 года наблюдаются некоторое снижение темпов строительства, подрядная организация - предприятие п/я 56 Главспецстроя начинает уменьшать численность рабочих-строителей. В 1965 г. темпы строительства еще более снижаются. Несмотря на обращение дирекции в Ленинградский обком КПСС, Главспецстрой с информацией о намечающемся срыве сроков строительства 1-й очереди института, положение с непрерывным ухудшением хода строительства продолжает оставаться тревожным.
В настоящее время можно предположить, что в тот период - период подготовки постановления Правительства о строительстве ЛАЭС, в котором планировалась передача предприятия п/я 550/3 из Главспецстроя в Министерство среднего машиностроения, Главспецстрой принимал все меры, чтобы передать в МСМ как можно меньше ресурсов. Несмотря на это, в 1965 г. все же были выполнены основные объемы работ.
По мере завершения строительства и ввода в эксплуатацию многочисленных объектов промплощадки в институте начинается активная деятельность по набору эксплуатационного персонала. Так на 1 января 1965 г. численность института составляла 57 человек, а на 1 января 1966 г. - уже 168 человек. Большие трудности в наборе персонала вызывало отсутствие в поселке свободной рабочей силы. Поэтому отдел кадров строил свою работу по подбору кадров на основе приема демобилизованных из воинских частей и молодых специалистов - выпускников учебных заведений, что, в свою очередь, потребовало хорошей организации работы по повышению квалификации и обучению персонала. Для этих целей при отделе кадров (начальник Н.А.Кононов) было создано бюро по подготовке кадров под руководством Кириной Д.П.
Развивается изобретательская деятельность, особенно с приходом в качестве начальника БРИЗ опытного специалиста по организации изобретательской деятельности Кузнецова А.И. - ветерана Отечественной войны. Развивается работа по обеспечению научно-технической информации - начальники Гусева Т.Г., Головин В.Д., заведующая научно-технической библиотеки - Ламцова Г.А.
Создаются подразделения по обеспечению безопасных условий труда - отдел техники безопасности (Цветков В.П., Гайдай А.А.), группа обеспечения безопасности объектов котлонадзора (Трубчанинов В.П., Катюшин Е.Г.), отдел по обеспечению радиационной безопасности (Еремин Н.Н., Осинцев В.А.)
В июне 1966 г. обязанности директора были возложены на молодого ученого Проценко Александра Николаевича - сотрудника ИАЭ, заместителя А.П. Александрова по научному руководству созданием судовых ЯЭУ второго поколения, назначенного ранее заместителем директора НИТИ по научной работе. В июне 1966 г. приказом А.П. Александрова Проценко А.Н. назначается директором НИТИ - заместителем директора ИАЭ.
Это назначение резко улучшило взаимоотношения с проектантами, строителями, а внутри института значительно активизировалась работа коллектива по развитию научной деятельности, оснащению лабораторий исследовательским оборудованием, по подготовке к предстоящим исследованиям на стендах.
1966 год явился для НИТИ годом превращения из строящегося предприятия в действующий научно-исследовательский комплекс, не имеющий аналогов в СССР.
В апреле 1966 г. утверждается первый тематический план института на пятилетку (1966 - 1970 гг.). К этому периоду были созданы первые научные подразделения.
Особое внимание А.П. Александров просил обратить на необходимость значительного расширения объем информации о работе установок. Обработка такого объема информации традиционными “ручными методами” стала просто нереальной, в связи с чем возникла необходимость создания систем автоматизированной обработки результатов испытаний с применением вычислительной техники. По инициативе молодого инженера Малкина С.Д., поддержанной А.П. Александровым, было начато проектирование электронных имитаторов работы ЯЭУ для предварительной проверки особо опасных режимов и подготовки эксплуатационного персонала. В дальнейшем имитаторы были созданы для всех установок НИТИ и послужили основой для создания тренажеров для учебного центра ВМФ.
Для создания этой сложной электронной аппаратуры потребовалось организовать производство уникальных радиоэлектронных элементов.
Это было поручено молодому инженеру Новикову Е.В. Он не только обеспечил монтаж и ввод в действие всего ряда ЭВМ вычислительного центра, но и создал и возглавлял участок по изготовлению печатных плат и монтажу радиоэлектронной аппаратуры до ухода на пенсию.
Для осуществления поставленных А.П. Александровым задач в декабре 1966 г. приказом по ИАЭ в НИТИ была организована лаборатория динамики под руководством Малкина С.Д. (доктор технических наук, профессор, научный руководитель работ по созданию тренажера Ленинградской атомной электростанции, работник ИАЭ). В качестве первой цели перед этой лабораторией была поставлена задача создания комплексного тренажера наземного прототипа стенда - КМ‑1, который был пущен в 1967 г.
Для автоматизации испытаний всех ЯЭУ института создаются первые в стране измерительно-вычислительные комплексы (ИВК - “Анис”). На этих ИВК впервые был реализован режим аварийной циклической регистрации параметров установки.
При помощи ИВК в НИТИ был создан уникальный архив экспериментальной информации по всем переходным и аварийным режимам всех исследуемых ЯЭУ. Эта информация использовалась для исследования безопасности всех испытываемых ЯЭУ и создания тренажеров для стендов института и учебного центра ВМФ. Пример создания тренажера стенда КВ-2 (1987 г.) задолго до пуска реальной ЯЭУ, показал его большую эффективность не только для обучения персонала и исследования безопасности испытаний, но и по отработке алгоритмов управления и выявлению недоработок в штатной системе управления.
Помимо лаборатории динамики, в 1966 г. начала деятельность объединенная лаборатория физики и теплофизики под руководством Ильинского Н.С. В 1971 г. эта лаборатория была разделена на две: физических исследований под руководством Гусева А.Б. и теплофизических исследований, под руководством молодого ученого кандидата технических наук Хабенского В.Б. (доктор технических наук, профессор - научный руководитель создания ВВЭР-640).
Со времени создания лаборатория физических исследований, ныне - отдел (начальник Ельшин А.В.) выполняет работы по организации и проведению загрузки, перегрузки активных зон всех реакторов НИТИ, по исследованию физических характеристик, исследованию поведения выгорающих поглотителей, сопоставлению проектных характеристик активной зоны с фактическими в течении всей кампании.
Отдел активно участвует в работах главных конструкторов реакторов и ИАЭ по созданию средств внутриреакторного контроля, обеспечивает испытание и использование этих средств на стендах-прототипах. Большое значение для безопасности работы стендов имеет деятельность группы ядерной безопасности этого отдела (руководитель Рябчиков В.Г.).
Основной задачей теплофизической лаборатории (ЛТФИ) первоначально являлась организация проведения и анализ результатов теплогидравлических исследований стендов НИТИ в период пуско-наладочных работ и ресурсных испытаний.
Однако при развитии ЛТФИ под руководством Хабенского В.Б. перечень выполняемых задач был значительно расширен. В лаборатории были разработаны оригинальные методы диагностики теплогидравлических параметров активной зоны и реакторной установки стендов НИТИ, на которые было получено 20 авторских свидетельств на изобретения. Кроме вопросов, связанных с проведением испытаний стендовых установок, в ЛТФИ велись исследования по обоснованию безопасности реакторных установок других типов. Например, было выполнено экспериментально-расчетное обоснование безопасности реакторной установки бассейного типа “Руслан”.
В настоящее время ЛТФИ, используя накопленный опыт, под руководством кандидата технических наук Мигрова Ю.А. ведет расчетно-экспериментальные исследования в обоснование безопасности энергоблока нового поколения с пассивными системами безопасности АЭС с реактором ВВЭР-640, а также исследования на специальном стенде последствий взаимодействия расплава активной зоны с конструкционными материалами этого реактора.
В начальный период создания НИТИ была создана и лаборатория металлографии - руководитель Шерман Я.И. Работы этой лаборатории обеспечивали проведение сварочных работ, проверку качества материалов. Одновременно создаются две химико-технологические группы - группа по стенду с КМ-1 под руководством Головина В.Д., ранее работавшего на атомных ледоколах, и группа по стенду КВ-1 под руководством Бредихина В.Я., ранее работавшего на строительстве атомных подводных лодок (ПЛА) на Дальнем Востоке.
В 1969 г. начинает формироваться радиохимическая лаборатория под руководством кандидата химических наук - Москвина Л.Н. (доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой аналитической химии Ленинградского Государственного университета), пришедшего по рекомендации А.П. Александрова из Радиевого института им. В.Г. Хлопина. Москвин Л.Н. разрабатывает предложение об объединении всех групп и лабораторий химического и материаловедческого направления в один отдел химико-технологических и материаловедческих исследований ОХТМИ - (с 1993 г. руководитель Ефимов А.А.) Под руководством Москвина Л.Н. отдел быстро вышел за рамки решения внутриинститутских задач. Оказывается постоянная помощь ВМФ и атомным электростанциям в решении оперативных химико-технологических проблем и в подготовке персонала. Признанием научного потенциала отдела явилось его назначение в отрасли головным по проблемам химического и радиохимического контроля.
Важным этапом в деятельности отдела явилось участие в организации и проведении работ по ликвидации аварийной обстановки в местах хранения отработанного ядерного топлива на базах Северного и Тихоокеанского флотов. Руководство этими работами осуществлял зам. начальника отдела Закирзянов З.Ш., большинство участников этой работы были удостоены правительственных наград.
При проведении испытаний наземных прототипов одной из главных задач являлось подтверждение достоверности измерительной информации, т.е. метрологическое обеспечение работ научно-технических подразделений. Для выполнения этой задачи в 1967 г. была создана метрологическая служба - отдел экспериментальных исследований методов и средств измерений (ОЭМСИ) под руководством Лекарева В.Ф. Под его руководством была обеспечена государственная поверка и ремонт всех средств измерений, обеспечена метрологическая аттестация автоматизированных измерительных систем, разработана методика поверки средств измерений ЯЭУ ПЛА в условиях эксплуатации без демонтажа приборов. Его заместителем по метрологии Лукашевым А.П. для успешного проведения испытаний были разработаны и изготовлены новые средства измерений специального назначения. Разработанный ряд широкодиапазонных расходомеров для стендовых установок по заключению межведомственной комиссии по своим характеристикам превосходит аналогичные приборы Минприбора. В настоящее время метрологическая служба института (руководитель Карусев А.Е., заместитель по метрологии Лукашев А.П.) является одной из ведущих в отрасли.
Гордостью института является введенный в эксплуатацию в 1965 г. экспериментальный механический цех. Его начальник, Гирин С.Н., создал в цехе условия для изготовления практически любого оборудования от самого простейшего до сложных электронных приборов аналитической и радиационной химии. После ухода Гирина С.Н. на пенсию цех возглавили Овинцовский Н.Н. - начальник и Куликов Б.А. - заместитель.
Большое внимание было уделено контролю за возможным влиянием деятельности института на состояние окружающей среды. В 1967 г. началось создание лаборатории контроля окружающей среды. Ее возглавил Еремин Н.Н., бывший ранее руководителем одной из советских антарктических станций. Под его руководством была создана экологическая лаборатория, которая не только проводила экологический мониторинг, но и вела самостоятельную исследовательскую работу, в том числе и по воздействию ЛАЭС на окружающую среду. После увольнения Еремина Н.Н., в связи с назначением его начальником дрейфующей станции “СП-19”, лабораторию возглавил Крышев И.И. - молодой ученый, в дальнейшем доктор наук, профессор. К сожалению, после передачи этой лаборатории из состава НИТИ в Радиевый институт и увольнения ведущих сотрудников (особенно Крышева И.И.) научная деятельность этой лаборатории практически прекратилась.
В эти же годы в институте был создан конструкторский отдел (начальники Бобылев И.А., Савин А.Н.. После назначения начальником отдела молодого инженера Георге Л.П. и внедрения по ее инициативе автоматизации проектирования конструкторский отдел уже мог работать не только для обеспечения внутренних нужд, но и разрабатывать документацию для “внешнего” рынка. После получения лицензии на право проектирования объектов атомной энергетики конструкторский отдел обеспечил выпуск рабочей документации на системы безопасности стендовых установок. По разработкам КО были изготовлены ряд приборов химического и радиохимического контроля для ВМФ, значительное количество оборудования для перегрузки реакторов, разработано оборудование для АСУ ТП ряда нефтедобывающих промыслов, ведется разработка приборов для радиационного контроля на АЭС.
Таким образом, в 1966-1967 гг.. были созданы все лаборатории, построены все энергетические объекты, обеспечивающие функционирование института и работу стендовых установок.
Монтаж стендов мог быть выполнен в сжатые сроки и наиболее качественно судостроительным заводом, имеющим опыт строительства ПЛА. Министерство судостроительной промышленности (МСП) нашло возможность поручить эту работу Горьковскому заводу “Красное Сормово” в связи с большой загрузкой ленинградских заводов. Однако начало монтажа стенда КМ-1 сразу же выявило большие трудности, связанные с отдаленностью этого завода от НИТИ. Поэтому МСП было вынуждено поручить выполнение монтажа стендов Ленинградскому заводу “Адмиралтейское объединение”.
Наличие в составе стендов большого количества уникального опытного оборудования, особенно в реакторном помещении - паропроизводящей установки - (ППУ), производство которого, в большинстве случаев еще не было освоено промышленностью, сдерживало монтаж стендов. Даже заказ и получение серийно изготавливаемого корабельного оборудования вызывало значительные трудности в связи с перегрузкой промышленности. Можно сказать, что просто чудеса творили при заказе и получении оборудования для стендов начальник отдела оборудования Панин О.Н. и его заместитель Романова Г.Б.
В составе Военно-промышленной комиссии при СМ СССР (ВПК) была создана специальная группа, которая совместно с НИТИ и представителями ГКАЭ постоянно проверяла ход изготовления оборудования непосредственно на заводах-поставщиках (Ижорский и Кировский заводы, НПО “Аврора” и др.).
Активное участие в создании стендов принимали специалисты ВМФ. Главнокомандующий ВМФ Горшков С.Г. поручил военной приемке на заводах-изготовителях оборудования для стендов взять под свой контроль выполнение сроков поставки и контроль за качеством этого оборудования. По просьбе А.П. Александрова, Горшков С.Г. для осуществления более тесной связи НИТИ с научными организациями и специалистами ВМФ, а также для участия в отработке опытных ЯЭУ в 1969 г. организовал при НИТИ военное представительство (4939 ВПМО) под руководством: в 1969-1981 гг.. - капитана 1-го ранга, доктора технических наук, профессора Благовещенского А.Я.; в 1981-1989 гг.. - капитана 2-го ранга Монахова Н.Н.; с 1989 г. - капитана 1-го ранга Лозыченко Б.И.
29 июня 1970 г. ВПК принимает решение № 160: “... считать неправильной установившуюся практику отработки новых ЯЭУ и оборудования для них на головных и опытных ПЛ в связи с задержками ввода в действие наземных стендов ... принять порядок первоочередной поставки оборудования для наземных стендов в НИТИ”. Это решение явилось переломным в ходе создания стендов, практически приравняв их создание к строительству опытных и головных атомных подводных лодок.
В развитие решения ВПК МСП проектирование всех стендов, кроме стенда КМ-1 - проектант СКБ-143 (в настоящее время СПМБМ “Малахит”), поручило ЦКБ-18, в настоящее время ЦКБМТ “Рубин” - (руководитель Пустынцев П.П., главный инженер Спасский И.Д.(Генеральный конструктор, руководитель ЦКБ).
В апреле 1971 г. завод “Красное Сормово” закончил монтаж контейнера стендовой установки Э-6, доставил его и смонтировал в НИТИ (начальник здания - Фомин С.М., начальник установки Э-6 Сидорович В.П.). Испытания были начаты холодным физпуском реактора в августе 1971 г. (ответственный руководитель Ильинский Н.С., научный руководитель Докучаев А.И.). 10 декабря 1971 г. начаты горячие пуско-наладочные испытания.
25 апреля 1972 г. на установке произошла авария, приведшая к потере герметичности примерно 80% тепловыделяющих элементов и частичной разгерметизации крышки реактора без выхода радиоактивности в помещения стенда и во внешнюю среду. Группа специалистов, созванная по поручению Первого заместителя Министра Семенова Н.А., в конце мая 1972 г. выяснила, что причиной авария явились факторы, которые не могли быть учтены при проектировании установки, в связи с тем, что реактор такого типа разрабатывался впервые в стране. С июня 1972 г. по 24 сентября 1973 г. силами персонала НИТИ с привлечением поставщиков оборудования и главного конструктора установки — НИКИЭТ - были проведены восстановительные и модернизационные работы по устранению вявленных недостатков.
После загрузки новой активной зоны 1 декабря 1974 г. установка была предъявлена комиссии по проведению межведомственных испытаний (МИ) под председательством сотрудника в/ч 27177 Убранцева Ю.А. В процессе дальнейших испытаний лабораториями НИТИ и эксплуатационным персоналом был проведен значительный объем исследовательских работ по физике активной зоны, по динамике реактора и всей установки в целом, по химии и радиохимии теплоносителя, по изучению радиационной обстановки и отработке режимов электроэнергетической установки. Ресурсные испытания подтвердили эксплуатационную надежность и соответствие характеристик установки требованиям технических условий.
Важную роль сыграла в процессе всех испытаний использование разработанного в НИТИ комплекса автоматизированного сбора и обработки экспериментальной информации - АНИС-6.
Испытания и исследования были завершены в марте 1988 г. после выработки всего энергозапаса. Активная зона реактора была выгружена и отправлена на переработку. Таким образом, в марте 1988 г. полностью было завершено создание и отработка малогабаритной одноконтурной ЯЭУ Э-6 с кипящим реактором.
Опыт отработки и исследований на стенде Э-6 был использован в 1985-1986 гг.. при проведении испытаний корабельного образца установки с участием персонала НИТИ на одной из дизельных подводных лодок Северного флота, а также при ремонте в 1990-1991 гг.. турбогенератора корабельного образца установки силами персонала НИТИ под руководством главного инженера установки Ишина В.В. К сожалению, в связи с резким сокращением строительства кораблей ВМФ серийное производство установок этого типа не было организовано.
Монтаж второго наземного прототипа — стенда КМ-1 (начальник стенда - Панов О.Г.) был начат заводом “Красное Сормово” в 1968 г., строительные и монтажные работы были завершены к концу 1976 г. 12 сентября 1977 г. был завершен монтаж активной зоны и установка ее в корпус реактора. В I квартале 1978 г. производился разогрев установки паром от котельной и 18.03.78 г. контур был заполнен сплавом. Установка была предъявлена межведомственной комиссии (МВК) для проведения комплексных сдаточных испытаний, которые были закончены 6 июля 1978 г. Были проверены все основные и вспомогательные системы во всем диапазоне нагрузок, включая работу на номинальной мощности, а также физические характеристики активной зоны. Стенд был принят в эксплуатацию. 27 июля 1980 г. начались длительные ресурсные испытания установки. Эти испытания подтвердили работоспособность установки на всех режимах, включая и аварийные.
В течение 1979-1981 гг.. на стенде выполнен большой объем исследований по технологии теплоносителя, по отработке методов и средств контроля и поддержания качества сплава применительно к условиям эксплуатации кораблей ВМФ.
При испытаниях использовались хроматографы разработки ОХТМИ, что позволило детально изучить динамику процессов и выдать рекомендации по технологии теплоносителя для действующих и строящихся кораблей. Это обеспечило их безаварийную эксплуатации. К сожалению, из-за резкого сокращения строительства кораблей с ЯЭУ такого типа многие из результатов исследований на стенде-прототипе, особенно по технологии теплоносителя, оказались невостребованными, но в полном объеме могут быть использованы в дальнейшем при проектировании судовых ЯЭУ или разработке атомных электростанций с использованием аналогичного теплоносителя.
15 августа 1987 г. активная зона стенда КМ-1 после выработки всего ресурса была выгружена из реактора и помещена в специальное хранилище, где и находится в настоящее время в “замороженном” состоянии.
Создание наземного прототипа ЯЭУ (стенд КВ-1) с водо-водяным реактором типа ОК-650 Б (главный конструктор Носов Г.Ф., ОКБМ МСМ), несмотря на наличие постановления СМ СССР № 908-321 от 21 ноября 1968 г., определившего изготовителей основного оборудования и сроки его поставки, проходило с большими трудностями, т.к. большинство сроков были сорваны поставщиками.
Только к июлю 1975 г. все основные монтажные работы были закончены и эксплуатационный и научный персонал 22 июля того же года завершил загрузку активной зоны реактора с исследованием ее физических характеристик (руководитель физпуска Ильинский Н.С., зав. лаборатории физических исследований Гусев А.Б.). Для обеспечения испытаний и исследований стенд был оснащен разработанной и изготовленной в НИТИ (руководитель работ Малкин С.Д., главный конструктор Виноградов Ю.В.) автоматизированной системой сбора и автоматической обработки информации со всех датчиков стенда (комплекс АНИС-650).
В ночь на 29 декабря 1975 г. энергоустановка стенда КВ-1 была выведена на энергетический уровень мощности. Управление и обслуживание ЯЭУ обеспечивалось эксплуатационным персоналом НИТИ (начальник комплекса энергетических установок Кривцов А.К., зам. начальника комплекса Воронин В.Е., начальник установки КВ-1 Хозичев А.И.).
При испытаниях системы безбатарейного расхолаживания 20 июня 1979 г. в результате открытия одного из клапанов системы произошла несанкционированная подача пара в водяную цистерну этой системы, что привело к паровому взрыву и частичному разрушению строительных конструкций здания стенда КВ-1. Сама же установка, несмотря на разрушения, осталась в работоспособном состоянии, а реактор был расхоложен до безопасного уровня. К сожалению, при разрушении здания погибли на своих рабочих местах начальник смены Кузьмин В.М. и инженер-электрик Иванчин В.Е. Коллектив института бережно хранит память об этих людях, своих товарищах. В течение 1979 года проводились восстановительные работы строительных конструкций, после чего испытания были продолжены до выработки ресурса активной зоны первой кампании. В январе 1983 г. была произведена выгрузка активной зоны, а в марте 1983 г. была загружена активная зона второй кампании. Испытания были продолжены вплоть до сентября 1986 г. с отработкой оборудования до выработки ресурса активной зоны второй кампании. Возросшие к этому времени требования к ядерной безопасности (особенно после Чернобыльской трагедии) потребовали до начала третьей кампании проведения большого объема проектных и модернизационных работ. Только в декабре 1994 г. удалось загрузить активную зону третьей кампании и провести физпуск. Межведомственные испытания модернизированного стенда проведены с 24 декабря 1994 г. по 23 января 1995 г. и начаты исследования на стенде в третьей кампании.
Большую роль в успешном проведении испытаний и отработке стенда КВ-1 сыграл директор НИТИ Рязанцев Е.П. пришедший в институт из ИАЭ в 1972 г. Он широко поддерживал инициативу научных подразделений в развитии и расширении исследовательских работ не только по стендам, но и некоторым смежным направлениям науки и техники. Лаборатории и научные отделы по ряду работ вышли на уровень головных в отрасли. За участие в создании ППУ ОК-650 Б и отработку ее на стенде Рязанцев Е.П. был удостоен звания Лауреата Ленинской премии СССР, Брянских Э.С. - звания Лауреата Государственной премии СССР, а значительная часть персонала награждена орденами и медалями СССР.
При Рязанцеве Е.П. вырос ряд руководителей подразделений института: Журавлев В.П. - главный инженер института, Воронин В.Е. - начальник КЭЭР, Ельшин А.В. - начальник ОНФИ, Мигров Ю.А. - начальник ЛТФИ, Колесников А.И. - начальник ОДИ, Георге В.Я. - начальник стенда КВ-2, ученый секретарь института Филин Р.Д. и др. Особенно среди молодых специалистов выделялся своей любознательностью, инициативностью, интересом ко всем сторонам деятельности института, коммуникабельностью, обаянием Василенко В.А. Было очевидно, что из него вырастет крупный руководитель.
Рязанцев Е.П. в 1979 г. вернулся на прежнее место работы в ИАЭ. Одновременно приказом Министра № 0198 от 25.07.79 г. филиал ИАЭ - НИТИ был преобразован в самостоятельный институт. Директором НИТИ был назначен Прохоров Ю.А. Однако в период начавшейся перестройки и конверсии оборонных отраслей науки и техники Прохоров Ю.А. возвратился в 1993 г. в ФЭИ. Директором НИТИ был избран Василенко В.А.
Несмотря на трудности, связанные с перебоями в финансировании и с изменениями его условий, в институте продолжалось создание еще одного наземного прототипа - стенда КВ-2 с совершенно новыми принципами обеспечения циркуляции теплоносителя (Главный конструктор - Носов Г.Ф., ОКБМ МСМ). Для размещения стенда в НИТИ было построено и сдано под монтаж здание стенда КВ-2 (начальник стенда Георге В.Я.) в I квартале 1984 г., а в IV квартале Ленинградское Адмиралтейское объединение приступило к монтажу наземного прототипа ЯЭУ. Контроль за созданием стенда производился центром сетевого планирования и управления (СПУ) “Пуск - Агрегат” в ЦКБМТ “Рубин” МСП. Загрузка активной зоны реактора произведена в мае 1993 г.
Монтаж стенда был завершен полностью в июле 1995 г., в декабре 1995 г. был произведен физпуск реактора, и с выходом на энергетический уровень мощности 30 января 1996 г. начаты МВИ. 14 февраля 1996 г. под руководством межведомственной комиссии (председатель - Папковский Б.П.) осуществлен выход на номинальную мощность. Испытания продолжаются. За создание этого стенда большой коллектив сотрудников института был награжден орденами и медалями России, а Василенко В.А. и Воронин В.Е. удостоены звания Лауреатов премии Правительства РФ.
Институт, созданный как государственный испытательная станция, превратился в центр по комплексным испытаниям корабельных ЯЭУ, их доводке на полномасштабных стендах-прототипах до требуемого уровня надежности и безопасности, единственный, сначала в СССР, а теперь в России (после закрытия стендов в Обнинске, кроме НИТИ не осталось предприятия, которое бы решало экспериментальные задачи обеспечения безопасности корабельных ЯЭУ). Особенность института заключается во всеобъемлющем охвате концевых технологий создания корабельных ЯЭУ, концентрирующих в себе итоговые результаты работ многих научных и конструкторских коллективов. На его базе сформировались пионерские принципы комплексной отработки уникального сложного энергетического оборудования, наиболее прогрессивные и эффективные технологии и разработки, включая дезактивацию оборудования, подготовку эксплуатационного персонала на тренажерах, что в совокупности обеспечило создание надежной корабельной атомной энергетики.
Накоплен огромный объем уникальной экспериментальной информации о поведении параметров реакторных установок в эксплуатационных и, что особенно важно, аварийных режимах. Об эффективности научной деятельности института свидетельствует факт защиты сотрудниками 8 докторских и 60 кандидатских диссертаций и 229 изобретений.
Таким образом, осуществилась мечта А.П. Александрова о создании в России научно-инженерного центра судовой атомной энергетики.
Большой вклад в обеспечение строительства и развитие института внесли главный инженер Э.С.Брнских (1964-1991) и заместители директора: по капитальному строительству - Ляльченко И.В. (1969-1973 гг..), Ходырев Ю.Д. (1979-1985 гг..), Кицак И.Ф. (с 1985 г. по настоящее время), по общим вопросам - Москалев В.Ф. (1973-1983 гг..), по режиму и охране - Викторов А.П. (1966-1974 гг..), Косолапов А.Д. (1974-1983 гг..), Кожевников Ю.М. (с 1986 г. по настоящее время), по кадрам - Кононов Н.А. (1965-1980 гг..), Шевченко В.С. (с 1980 г. по настоящее время), по гражданской обороне - Забелин Г.Ф. (1978-1993 гг..), ученый секретарь - Филин Р.Д. (с 1983 г. по настоящее время).
Сейчас НИТИ, учитывая накопленный им многолетний опыт испытаний корабельных ЯЭУ, выступил с предложением о том, чтобы аналогичная схема действовала и при создании АЭС нового поколения и обеспечила бы достижение уровня безопасности, удовлетворяющего рекомендациям МАГАТЭ и требованиям нормативных документов, принятых за последние годы. Причем предлагается это делать на единой основе, с использованием технологии, отработанной НИТИ в процессе испытаний на стендах-прототипах корабельных ЯЭУ. В комплекс работ по отработке энергоблоков АЭС должно входить и создание на базе всережимных моделирующих комплексов имитационных установок, тренажеров различного класса для подготовки на них оперативного и эксплуатационного персонала АЭС НП-500. Соседствуя и развиваясь рядом, оба направления (судовое и “АЭСовское”) будут взаимно обогащать и дополнять друг друга.
Создание института велось под непрестанным руководством А.П. Александрова. Велика его роль и в создании одного из лучших городов Ленинградской области - города науки Сосновый Бор. В 1979 г. на одной из площадей города был открыт бюст Александрова А.П. как трижды Героя Социалистического труда. Анатолий Петрович просил Правительство установить этот бюст в Сосновом Бору, т.к. за годы строительства НИТИ и ЛАЭС, самого города стал считать его своей Родиной.
Жители города и сотрудники НИТИ гордятся тем, что в год 35-летия института еще одно скульптурное изображение Анатолия Петровича работы ленинградского скульптора Чаркина А.С. - открытый перед НИТИ памятник — увековечило образ основателя института. А сам институт с гордостью носит имя великого ученого Анатолия Петровича Александрова.