Система образования Ленинградской области значительно преобразовалась за последние годы. В настоящее время насчитывает 836 организаций, из которых 728 муниципальных, 63 государственных и 45 частных образовательных организаций.
За последние 10 лет в Ленинградской области построено более 140 школ и детских садов. В рамках адресной инвестиционной программы Ленинградской области в 2025 году будет построено и выкуплено 10 объектов – 5 школ, 4 детских сада, строится корпус в ГБУ ДО ДООЦ «Россонь» им. Ю.А. Шадрина:
1. Общеобразовательная школа на 1175 мест в г. Гатчина, мкрн Аэродром. Строительная готовность – 90%. Ведутся работы по устройству внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения. Также ведутся работы по благоустройству территории, устройству асфальтового покрытия, ограждения и наружного освещения.
Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 01.07.2025.
2. реконструкции школы в г. Лодейное поле на 350 учащихся и центр консультирования и диагностики на 100 человек;
3. строительства школы с дошкольным отделением в дер. Сухое на 100 мест;
4. строительства корпуса на 115 мест ГБУ ДО ДООЦ «Россонь» им. Ю.А. Шадрина вблизи дер. Ванакюля;
5. строительства детского сада на 200 мест в г. Тельмана.
Также в 2025 году будут приобретены:
6. школа на 1200 мест в Заневском городском поселении, гп. Янино-1;
7. школа на 825 мест в Аннинском городском поселении, г.п. Новоселье;
8. детский сад на 180 мест в г. Мурино;
9. детский сад на 325 мест в д.Новосаратовка;
10. детский сад на 350 мест в г.п. Новоселье.
С 2022 года Ленинградская область участвует в Федеральной программе
по модернизации школьных систем образования. В период 2022-2027 гг. в программе 30 объектов – в этом году должны быть завершены работы в 12 школах области,
в 9 школах к 1 сентября – это федеральные требования. Ежемесячно с главами муниципальных районов проводим штаб под руководством заместителя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам Н.П. Емельянова, ежедневно проводим мониторинг строительной готовности объектов.
2022-2024 гг.
(11 объектов) |
МОУ "Зимитицкая ООШ" МОУ "Бегуницкая СОШ" МОУ "Киришская СОШ № 3" МБОУ "СОШ №4" города Пикалево имени А.П.Румянцева МОБУ "Кисельнинская СОШ" МОБУ "Гостинопольская ООШ" ГБОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат» МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Загорская начальная школа-детский сад" МОУ «Оредежская СОШ им. Героя Советского Союза А.И. Семёнова» МОУ «Мшинская СОШ» МОУ «Яблоницкая СОШ» |
2025 г.
(12 объектов) |
МОУ «Колтушская СОШ имени ак. И.П. Павлова» МОУ «Сланцевская СОШ № 6» МОУ «Ям-Тесовская СОШ» МОУ «СОШ № 3» МОУ «СОШ № 6 им. Героя Советского Союза В.П. Грицкова» МОУ "Раздольская СОШ" филиал МОУ «СОШ № 2 им. Героя Советского Союза А.П. Иванова МБОУ «Высокоключевая СОШ» МБОУ «Кобринская ООШ» МОУ «Запорожская ООШ» МОУ «Сланцевская СОШ № 2» МОУ «Котельская СОШ» |
2026 г. (3 объекта) |
МОУ «Пчевская СОШ имени Садыка Джумабаева» МБОУ «Коммунарская СОШ № 1» МОУ «СОШ № 6» |
2027 г. (4 объекта) |
МОУ «Сланцевская СОШ № 2» МОУ «Низинская ООШ» МОУ «Назиевская СОШ» МОУ «СОШ № 1» |
Региональная программа по реновации школ и детских садов в действии –
в этом году 9 объектов в ремонте – 6 школ и 3 детских сада (объекты на слайде).
По поручению Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области проведен анализ потребности в реновации, районы предоставили свои предложения – в настоящее время в работе наши предложения по расширению данной программы
в 2028-2030 года.
Выбраны объекты и произведены расчеты на расширение региональной программы по реновации школ и детских садов до 20 объектов в год.
Данная программа начнет реализовываться с 2028 года. Это новые объекты капитального ремонта. В настоящее время областной бюджет Ленинградской области планируется на 2026 год и плановые периоды 2027 и 2028 годы. В основе расчета
по аналогии с федеральной программой предельная стоимости работ в размере
125 млн. руб. на один объект Общая финансовая потребность на три года
2028-2030 гг. - 14 млрд. руб.
С 2023 года по поручению Губернатора Ленинградской области
А.Ю. Дрозденко стартовала программа по ремонту школьных столовых и пищеблоков.
В 2024 году реализовано обновление материально-технической базы столовых и школьных пищеблоков в 13 школах Ленинградской области.
В 2025 году запланировано обновление также в 13 школах, в 2026 году –
в 10 школах.
Реализуется региональная программа по ремонту пришкольных спортивных площадок. В 2024 году проведены работы по капитальному ремонту 5 пришкольных спортивных площадок в 4 муниципальных районах.
В 2025 году запланировано более 110 млн. рублей на реализацию
ремонтных работ 12 спортивных площадок.
За период с 2015 по 2025 годы образовательная инфраструктура значительно изменилась: более 140 новых школ и детских садов, более 100 учреждений полностью реновированы. Это значимый результат нашей совместной работы. Сейчас мы обобщаем данную информацию в Атлас новых и обновленных образовательных организаций. Планируем в начале сентября провести Форум обновленных школ.
По аналогии с федеральным проектом в 2024 году в Ленинградской области стартовал региональный проект «Профессионалитет. Регион 47». У нас два образовательных кластера. Из регионального бюджета выделено более
40 млн. рублей. По итогам конкурсного отбора субсидию получили
2 образовательные организации – Кировский и Тосненский политехнические техникумы (машиностроение и сельское хозяйство). Это 8 новых мастерских,
48 единиц современной техники, обновленные программы, участие работодателей. Уже год студенты занимаются по новым программам.
У проекта очень положительный эффект. В 2025 году прошёл Конкурсный отбор. Определены 5 победителей, которые в этом году станут амбассадорами Профессионалитета по направлениям сельское хозяйство, машиностроение, судостроение, топливно-энергетический комплекс. Техникумы-победители представлены на слайде. Из регионального бюджета выделено финансирование
на создание новых образовательных кластеров в размере 100 млн. рублей.
С 1 сентября 2025 года обновленные пространства, новые программы, новые студенты.
Еще одна задача, которую важно решать – это профориентация со школьной скамьи, осознанность выбора профессии, чтобы обучение в техникуме и ВУЗе завершалось для выпускника работой по специальности. И здесь мы реализуем региональный проект «Профориентация в Ленинградской области» - многокомпонентная модель для учеников 6-11 классов. Федеральный компонент – серия занятий «Россия – мои горизонты». Региональный компонент – профориентационный вектор в урочной и внеурочной деятельности, адресность
на профориентацию программ дополнительного образования, план профориентационных мероприятий при участии работодателей и предприятий,
а с 10 класса – углубленное погружение и в профессию, и в предметы, необходимые для обучения данной профессии и поступления в ВУЗ - и это через создание профильных предпрофессиональных классов по разным направлениям.
Создано 146 профильных предпрофессиональных 10-11 классов разной направленности. Они работают, нарабатывают партнеров, нарабатывают методики и практики. В партнерах ведущие ВУЗы и значимые работодатели. Активно подключились Комитет по здравоохранению, Комитет по агропромышленному комплексу. Огромная благодарность за помощь и поддержку. В 2025 году мы создадим ещё 182 класса. Более 400 таких классов до 2027 года.
Хотелось отметить, что мы возродили традиции советской школы в таких классах - и в 2024 году 1442 школьника получили первую профессию. План
2025 года более 1450 школьников.
В 2025 году образовательные организации включились в реализацию регионального проекта «Производительность труда» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Рабочее название в нашей образовательной среде – «бережная школа». В первый год реализации принимают участие 22 образовательные организации по нескольким трекам у нескольких координаторов.
Преобразованию подлежит оптимизация вспомогательных процессов через внедрение коробочных решений. В одной образовательной организации будет внедрена лучшая практика «создание крупных образовательных комплексов».
Для организационно-методического сопровождения создан региональный отраслевой центр компетенций в сфере производительности труда на базе ГАОУ ВО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина».
В 2 школах проект реализуется при сопровождении регионального центра компетенций в сфере производительности труда на базе АНО «Центр развития промышленности Ленинградской области».
Задача: в 2025 году внедрить механизмы бережливого производства в 2% образовательных организаций, к 2030 году обеспечить 100% участие образовательных организаций в проекте «Производительность труда».
В 2024 году в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «Центр раннего физического развития детей» (далее – Центр). В соответствии с Концепцией развития детско-юношеского спорта
в Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3894-р) во всех субъектах Российской Федерации предусмотрено создание Центров. Целью деятельности Центров - выявление одаренных детей, развитие их способностей к занятиям физической культурой и спортом. Участниками образовательных отношений в Центре могут являться дети
от 2 до 10 лет, родители, педагоги.
Нами, по согласованию с районами, утвержден список государственных и муниципальных учреждений, на базе которых в 2025 году будут созданы Центры – они на слайде. Для нас это еще одна задача – не только создать, но и наладить работу.
Планируются мероприятия по подготовке материально-технических условий, разработка программ, а также обеспечение автоматизированной оценки способностей детей к занятиям соответствующими видами спорта.
Еще один значимый региональный проект ведем с 2024 года – это интегрированная оценка качества образовательной деятельности (РИОКОД). Масштабная работа, более 60 показателей оценки по качеству результатов и условий. В прошлом году впервые был выстроен рейтинг школ области. Опубликован топ –
100 и ТОП 10 школ Ленинградской области. Цель РИОКОД - внедрение нового инструмента для оценки и повышения качества образовательной деятельности. Каждая школа получила подробный анализ своей деятельности, знает уровневую рамку и те направления, которые необходимо улучшать. В 2025 году РИОКОД будет повторно проведена в школах области. В этом году расширяем проект – и РИОКОД будет проведена в дошкольных образовательных организациях впервые.
Оценка будет проведена по 4 направлениям деятельности детских садов:
1) Содержание образования и воспитания. 2) Образовательная среда. 3) Ресурсное обеспечение. 4) Эффективность качества деятельности.
Работа уже идет. Планируется, что в 2025 году в данной процедуре примут участие 336 школ и 338 дошкольных образовательных организаций. Подведение итогов будет осуществлено в августе 2025 года.
Определенным бонусом за качество деятельности по итогам РИОКОД
в 2024 году 5 организаций получили грант Губернатора Ленинградской области
в размере 10 млн. рублей каждая на создание профильных предпрофессиональных классов инженерной направленности. Оборудование по согласованным с ВУЗами-партнерами инфраструктурным листам закуплено, с 1 июня откроются новые инженерные классы для 10-классников.
В этом году практику продолжим. Правительство выделило нам
100 млн. рублей на Гранты лучшим по качеству деятельности образовательным организациям. Движемся в этом направлении и на педагогическом совете обязательно подведем итоги.
Продолжаем проект по совершенствованию системы организации питания
в образовательных организациях. Количество школ – участников проекта растёт.
Сейчас – 180 школ в проекте. План к 2026 году – в проекте все 100% школ Ленинградской области. В этом году по плану проекта – проведение сертификации школьных столовых тех школ, которые отработали и внедрили все компоненты проекта. Школам, прошедшим сертификацию, будет вручен знак качества – Ленинградское школьное кафе – и установлен в помещении столовой.
Работаем с Картой Ленинградского школьника и студента. На 1 июня
2025 года заключены соглашения между АО «Расчетные решения» ПАО «Сбербанк» и 256 общеобразовательными организациями.
Терминалы для оплаты питания с использованием Единой карты обучающегося в школьных столовых установлены в 165 школах, 94 школы
в настоящее время в работе.
Еще один значимый проект – региональная история. По поручению Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко с прошлого года разрабатываем всю линейку региональных учебников. С 1 по 11 класс - «История и культура земли Ленинградской». Для дошкольных образовательных организаций разработано учебное пособие по региональной истории «Край родной – Ленинградская область».
Сейчас работа завершена. Учебные пособия – содержательные, красочные,
с интерактивными заданиями, стимулирующими к изучению и знакомству
с историей родного края, готовы и уже вводятся в образовательный процесс. Разработчики – наши ленинградские педагоги и преподаватели.
Книга «УЧИТЕЛЬ и ВОЙНА. 1941–1945 годы. Страницы героической истории школьного образования Ленинградской области» подготовлена к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне коллективом ленинградских авторов.
Издание посвящено трудовому подвигу руководителей школ, учителей и учеников Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Книга содержит воспоминания и фотографии тех, кто продолжал учить и учиться в тяжёлые годы испытаний. Книга написана на богатом краеведческом материале, собранном образовательными учреждениями области и местными краеведами.
Тираж: 1000 экземпляров. Будут направлены во все образовательные организации Ленинградской области.
Продолжаем проект по развитию учебно-методического центра военно-патриотического воспитания «Авангард 47». Введен в прошлом году на базе Центра Ладога: учебно-тренировочные площадки, специализированные кабинеты, современное военизированное оборудование. Два основных направления центра – учебные сборы для старшеклассников и методическое руководство и помощь учителям-преподавателям ОБЗР. В этом году начинаем второй этап преобразования территории – появятся полоса препятствий и площадка для пейнтбола.
В 2025 году проводится второй сезон Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0». Целью Игры является приобретение и закрепление её участниками навыков начальной военной подготовки, формирование личностных качеств участников, способствующих успешной самореализации молодежи
в трудовой, семейной и творческой сферах, формирование прочных основ патриотического сознания, чувства верности долгу по защите своего Отечества, активной гражданской позиции, а также развитие патриотического движения и системы исторически сложившихся военно-патриотических игр в Российской Федерации.
Обучающиеся принимают участие в Игре в четырех возрастных категориях.
Игра проводится на отборочном, муниципальном, региональном, окружном и всероссийском уровнях.
В отборочном (школьном) этапе Игры в Ленинградской области в 2025 году приняло участие более 40,6 тысяч человек.
По итогам проведения отборочного этапа Игры 5,7 тысяч обучающихся Ленинградской области приняли участие в муниципальном этапе Игры.
Победители муниципального этапа Игры принимают участие в региональном этапе. Далее – окружной и заключительный этапы.
По поручению Губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко открылся региональный центр психологической помощи несовершеннолетним. Головной офис располагается в Ленинградском областном институте развития образования (Санкт-Петербург, Чкаловский пр., д. 25А). Также открылись
5 территориальных подразделений (Волхов, Гатчина, Кингисепп, Выборг, Всеволожск). Главная задача центра – снизить агрессию в подростковой среде, решать конфликтные ситуации несовершеннолетних со сверстниками и в семье. Уже проведено более 800 индивидуальных консультаций.
Наша задача – выстроить систему, в том числе на уровне школ. С 1 января 2024 года в школах введены 600 дополнительных ставок педагогов-психологов.
Бюрократическая нагрузка на учителей стала одной из наиболее обсуждаемых проблем в сфере образования. В условиях требований к учебному процессу и стремления к качественному образованию учителя все чаще сталкиваются с чрезмерным объемом отчетной документации.
Одним из приоритетных направлений совершенствования региональной системы образования в части снижения бюрократической нагрузки является реализация регионального проекта «Свободный учитель».
Региональный проект «Свободный учитель» включает в себя два основных блока:
- Блок 1 направлен на корректировку объема документационной нагрузи на педагогических работников.
- Блок 2 направлен на внедрение инструментов бережливого управления.
Для снижения бюрократической нагрузки педагогов важно не только сокращать объем отчетности, но и внедрять инструменты, которые упрощают выполнение административных задач. Данные инструменты представлены на слайде.
Кроме того, необходимо сформировать перечень пилотных образовательных организаций, на базе которых будут отрабатываться механизмы сокращения бюрократической нагрузки.