Воскресенье, 22 сентября 2024 года

Вы здесь: Главная Новости

Повернувшись к морю лицом

08 августа 2017

Сосновый Бор принял один из этапов парусной гонки «Кубок 5 портов». Регата объединила Санкт-Петербург, Ораниенбаум, Кронштадт, Сосновый Бор и Приморск в один маршрут, общая протяженность которого составляет более 350 миль.

 

Вечером 7 августа к городскому пирсу, преодолевая штормовое волнение и шквалистый ветер, одна за другой пришвартовывались яхты участников одной из самых масштабных парусных гонок Северной столицы. Зрелище завораживающее и захватывающее. Главное чувство – спортивный азарт, замешанный на морской романтике. В этот вечер Сосновый Бор стал настоящим приморским городом, где мачты рвутся в небо, волны бьются о причал и борты изящных судов, а на берегу прогуливаются зрители. По словам организаторов регаты, главная ее цель – популяризация парусного спорта. Может быть, и у сосновоборского яхт-клуба откроется второе дыхание?

 

У БАЛТИКИ СЕДОЙ…

 

«Блюз», «Шанс», «Ингрия», «Сескар», «Азард», «Коршун», «Лира», «Фрам», «Кадет»… Эти звонкие имена — названия яхт, «живших» когда-то и «живущих» сегодня у берегов Соснового Бора. История яхтенного спорта в Сосновом Бору берет начало, как и положено, в обучении морским премудростям: в 70-е годы прошлого века яхтенное дело стало одним из направлений программ подготовки слушателей Учебного центра ВМФ, базирующегося в нашем городе.

 

— Чтобы молодым морякам было куда энергию девать, центр приобрел 8 яхт у 55-го Ленинградского военно-морского клуба, — вспоминает Михаил Иванович Литвинов, председатель общественной организации Некоммерческое партнерство «Сосновоборский яхт-клуб», работник реакторного цеха ЛАЭС и капитан яхты «Азард». — Корпуса были в полуаварийном состоянии, но энтузиасты довольно быстро смогли привести их в порядок. На базе этих маломерных судов в 1973 году Учебный центр и Научно-исследовательский институт, который всегда имел с подводниками тесную связь, создали первый яхт-клуб.

 

Со временем, к 1978—1980 году, яхты появились на Ленинградской АЭС и в самом НИТИ, а также практически во всех организациях города: Государственном оптическом институте (ныне НИИКИ ОЭП), МСУ-90, ВНИПИЭТе. Свои яхты купили машиностроительный завод и организация «Ленэнергоремонт», прикомандированная к ЛАЭС.

 

— Приличный был флот, даже катамараны имелись, — рассказывает другой заядлый яхтсмен, Сергей Леонидович Лобанов, капитан яхты «Шанс», бывший инженер конструкторско-технологического отдела ЛАЭС, а ныне сотрудник АО «Спецхиммонтаж». — В советское время частных яхт, конечно, не было. По всей стране их покупали предприятия и организации. По распределению Совета экономической взаимопомощи яхты в основном производились в Польше. Но и в Ленинграде была экспериментальная верфь спортивного судостроения.

 

— Первую большую яхту — «Ингрию» — Ленинградская атомная станция приобрела в 1976 году, — подхватывает рассказ товарищей Виталий Владимирович Шкаробуров, ныне

пенсионер, а в недавнем прошлом работник цеха ТАИ ЛАЭС, капитан этого судна. — В те времена не было особого разделения по принадлежности к предприятиям, все «варились в одной теме». Стоянка для яхт была общая. А чтобы обеспечить яхтам удобный выход в море, первой базой стал «всасывающий» канал первой очереди ЛАЭС.

 

Так и стала формироваться береговая база яхт-клуба с инфраструктурой. Здесь собирался коллектив единомышленников, шили и ремонтировали паруса, зимой чинили яхты, а летом отсюда по водной глади Финского залива уходили за горизонт, утоляя жажду до романтики.

 

Валентина Максимовна Икомашкина, член яхт-клуба с 1976 года, вспоминает:

— В первый раз меня пригласили просто помочь подлатать паруса. Ну, пришла, отремонтировала полотно. Ребята решили меня отблагодарить и предложили прокатить на яхте. А я даже зайти на нее боялась! Но со временем, море настолько увлекло, что теперь и представить себя без наших яхт не могу. Я в клубе и швея, и кок, и матрос, — улыбается она.

 

В период своего максимального развития — в 80-е годы — яхт-клуб насчитывал около трех десятков судов и более 50 человек, влюбленных в море.

- Сосновоборский яхт-клуб славился. Мы ведь не только «собирались по интересам», но и участвовали в регатах на большие дистанции, — пересматривая фотографии, рассказывает еще один участник разговора Алексей Витальевич Илюхин, капитан яхты «Блюз», сотрудник цеха ТАИ ЛАЭС. — Вот, например, дистанция регаты Кубка Балтийского моря охватывала несколько республик бывшего Советского Союза — от Ленинграда вдоль берегов Эстонии, Латвии, Литвы до Калининграда. Мы старались не пропускать такие престижные соревнования и даже занимали места на пьедестале почета!

 

БЕЛЕЕТ МОЙ ПАРУС ТАКОЙ ОДИНОКИЙ…

 

Увлечение техническими видами спорта в те годы в Сосновом Бору было на высоте: картинг, стрельба, биатлон, велоспорт… Взрослые с удовольствием занимались любимым делом с детьми, подавая им пример своими достижениями. Вот и в яхт-клубе были свои чемпионы. В Сосновом Бору живет бывший член сборной СССР по виндсерфингу, мастер спорта Александр Изосимович Романов. После завершения своей большой спортивной карьеры он работал на Ленинградской АЭС и организовал при Северном управлении строительства детскую секцию виндсерфинга. В устье реки Коваши он при поддержке ЛАЭС и СУС построил небольшую базу, где и занимался со школьниками. Воспитанники Александра Изосимовича выступали и были призерами различных соревнований вплоть до всесоюзных! А парусной секцией в те годы руководил Вячеслав Сальков.

 

— Вообще, поддержка руководителей предприятий была во всем, — отмечают капитаны яхт. — Анатолий Павлович Еперин, директор ЛАЭС, всегда принимал активное участие в жизни клуба. Почетными председателями парусной секции были главный инженер ЛАЭС Михаил Пантелеевич Уманец и начальник турбинного цеха Юрий Афанасьевич Здор. В критические перестроечные годы большую помощь оказывали заместитель директора по кадрам Николай Алексеевич Кириллов и заместитель директора по общим вопросам Михаил Павлович Карраск.

 

А поддержка в лихие 90-е была ой как нужна. И дело даже не в том, что от яхт, как от непрофильных активов, предприятия были вынуждены избавляться. Самым «болезненным» оказалась потеря места базирования на берегу моря — для соблюдения требований физической безопасности атомной станции яхты пришлось перевезти в устье

реки Коваши в черту города. Тут, на территории, изначально принадлежащей ЛАЭС, обустроили какую-никакую базу с небольшим зданием. В 1990 году ЛАЭС оформила на участок кадастровый паспорт. Со временем под нужды развивающейся атомной станции был реконструирован и значительно расширен городской пирс, расположенный поблизости. Здесь последние 20 лет и «обитал» яхт-клуб ЛАЭС и сосновоборские яхтмены.

 

— В конце 90-х нам поступило предложение выкупить яхты. Долгое время мы сознательно этого не делали, чтобы сохранить клуб и саму территорию именно с таким назначением для станции и города, — говорит Алексей Илюхин. — Мы сами содержали яхты и даже платили за аренду места стоянки, но и ЛАЭС тоже тратила средства — на охрану участка, на электроснабжение. Такая помощь была существенной.

 

И все же, первую яхту у ЛАЭС в 2002 году выкупил Виталий Шкаробуров. Его примеру последовали и другие. Так вчерашние любители-романтики стали судовладельцами. Со временем создали некоммерческое партнерство, которое объединяет шесть капитанов, шесть штандартов.

 

— К сожалению, сегодня в Сосновом Бору осталось всего несколько яхт из того многообразия, какое было в советское время. Что стало с остальными, мы даже и не знаем. Но любителей яхтенного спорта в городе много — они проходят обучение, получают необходимые лицензии, и во время отпусков арендуют яхты за границей, — говорят мореходы.

 

Быть или не быть яхтенному спорту в Сосновом Бору, вопрос, наверное, риторический. С одной стороны, можно говорить, что если уж «вписался» в дорогостоящее увлечение, то и рассчитывай на свои силы и средства. Но можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны. Во время путешествий по далеким и не очень заграницам замечаешь, насколько жилая среда обустроена под разнообразные интересы людей: пешеходные зоны, площади с ресторанчиками, кафе и торговыми лавками, парки и набережные с причалами.

 

Все это создает неповторимый образ места, где любая «поверхность» используется по-максимуму, вовлекает горожан и туристов в общественную жизнь. И муниципалитет, и частный бизнес видят в таком подходе взаимную выгоду. Власть обозначает свои планы и намерения на длительный период времени, создает привлекательные условия для инвесторов, а предприниматели, понимая свои интересы и гарантии, готовы вкладываться в развитие инфраструктуры — будь то многоуровневые парковки, СПА-комплексы или набережные с причалами, где любой владелец судна может пришвартовать свой водный транспорт за умеренную плату.

 

В последнее время тема развития прибрежных территорий вновь на слуху, будем надеяться, что появятся реальные планы. Ну а сосновоборцы не подкачают. Ведь смог же город в этом году второй раз достойно встретить престижную регату «Пяти портов», в которой приняли участие около 20 судов. В этой регате ярко прозвучал Сосновый Бор — Яхта «Ингрия» наших земляков на первом этапе пришла в первой десятке. А в прошлом году экипаж Сергея Лобанова по сумме всех этапов завоевал кубок за первое место! И, может быть, в скором будущем в Сосновом Бору вновь откроются секции для юных яхтсменов.

 

Валерия Никитина