Пятница, 29 марта 2024 года

Вы здесь: Главная Новости

Мусорная реформа: работа над ошибками

28 декабря 2019

С начала 2020 года жители Ленинградской области будут платить за вывоз мусора меньше на 12%, регион выделит дополнительные средства на организацию контейнерных площадок в поселениях, а нормативы накопления отходов для индивидуальных жилых домов будут дифференцированы. О принятых решениях и работе по новым правилам рассказывает исполняющий обязанности начальника управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Алексей Пименов.

– Алексей Андреевич, с момента старта «мусорной» реформы на территории всей Ленинградской области прошло почти два месяца. Как оцениваете первые результаты, с какими трудностями пришлось столкнуться?

– С 1 ноября услуга стала коммунальной на всей территории Ленинградской области, то есть фактически мы говорим о создании системы, при которой за весь процесс, связанный со сбором, транспортировкой, обработкой и утилизацией бытового мусора, отвечает одно юридическое лицо – региональный оператор. Компания заключила договоры более чем со 100 перевозчиками. В их обязанности входит обеспечение вывоза мусора по графику, который согласуется с управляющими жилищными организациями и органами местного самоуправления, с мест накопления отходов – контейнерных площадок.

Если возможности оборудовать место накопления отходов нет, вывоз мусора осуществляется сигнальным способом, если такая возможность есть – обязанность возлагается на органы местного самоуправления. Чтобы помочь администрациям решить этот вопрос, из областного бюджета муниципалитетам выделены субсидии. В этом году сумма ассигнований составила 174,5 млн рублей, столько же будет выделено в 2020 и 2021 годах. К сожалению, пока мы видим, что четкого понимания о разграничении полномочий и ответственности за уборку отходов разных видов на территориях нет.

Вторая серьезная проблема связана с отсутствием актуального реестра адресов вывоза отходов в поселениях. Ряд перевозчиков, которые отказались от работы по новым правилам, не передали информацию, и часть адресов оказался «выключен» из поля зрения регионального оператора.

Третий спорный вопрос – возросшая в связи с введением единого тарифа плата за услугу. Но не повсеместно. Например, для жителей северо-западных районов Ленинградской области плата снизилась, а для восточных районов Ленинградской области (там, где услуга не индексировалась в течение нескольких лет или дотировалась из муниципальных бюджетов) выросла в 1,7 – 2,4 раза.

– Что предпринято для того, чтобы урегулировать ситуацию и снять напряженность?

– Во-первых, принято решение о снятии начислений с собственников индивидуальных домовладений в тех поселениях, где контейнерные площадки отсутствуют и услуга фактически не предоставляется. До 1 февраля будет актуализирована база адресов и выработан алгоритм организации вывоза мусора в этих поселениях. Во-вторых, с 1 января 2020 года плата за вывоз мусора снижена на 12%. Начисления для жителей многоквартирных домов будут производиться из расчета 5 рублей 60 копеек за один квадратный метр, в индивидуальных жилых домах – 331 рубль

28 копеек за домовладение. В-третьих, прорабатывается вопрос о применении дифференцированного норматива накопления отходов для индивидуальных жилых домов в зависимости от площади. В-четвертых, согласно поручению, данному губернатором Ленинградской области, к 1 апреля будут предложены варианты перехода по начислению платы за вывоз мусора из расчета на одного человека, а не с квадратного метра для собственников индивидуальных жилых домов.

– Всех без исключения жителей Ленинградской области волнует вопрос размещения отходов из Санкт-Петербурга, как строится взаимодействие двух субъектов?

– Действительно, у мегаполиса отсутствует возможность строительства полигонов для размещения отходов на своей территории. По поручению губернатора Ленинградской области в администрацию Санкт-Петербурга было направлено обращение о заключении соглашения между субъектами, по которому региональный оператор Ленинградской области получит доступ к информации об объемах образования отходов в Санкт-Петербурге. Все мусоровозы, въезжающие в Ленинградскую область, обязательно должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС и подключены к единой системе регионального оператора Ленинградской области. Также мы просим проработать механизм заключения тройственного соглашения: регоператор Ленинградской области – перевозчики Санкт-Петербурга – полигоны.

Кроме того, мы предлагаем властям мегаполиса вернуться к вопросу строительства заводов по обработке отходов на территории Санкт-Петербурга. Будет неправильно, если инвестиции в развитие мощностей по утилизации мусора будет привлекать только Ленинградская область. В нашем регионе такие проекты уже реализуются. В 2022 году в Кингисеппском районе заработает современное технологичное предприятие – мусороперерабатывающий комплекс с полями биокомпостирования, который позволит существенно увеличить глубину обработки отходов и снизить объем размещения «хвостов» до 30%. Данный проект изначально разрабатывался с учетом потребности Санкт-Петербурга в размещении образующихся отходов. При выборе места размещения нового объекта мы руководствовались тем, что промзона «Фосфорит» уже представляет собой сформированную санитарно-защитную зону, то есть территорию с особым режимом использования. Речь идет об участке бывшего шламонакопителя, нарушенных землях, которые уже не подлежат рекультивации и восстановлению. При разработке проекта особое внимание было уделено экологической безопасности объекта.