Среда, 24 апреля 2024 года

Вы здесь: Главная Новости

Открывая Кипренского

26 октября 2018

ОТКРЫВАЯ КИПРЕНСКОГО

Совет депутатов СГО принял решение установить мемориальную доску великому русскому художнику Оресту Кипренскому на фасада здания МБУ ДО «СДШИ им. О.А.Кипренского» по адресу: ул. Ленинградская, д. 54. Торжественное открытие мемориальной доски состоится сегодня, 26 октября2018 года

 

Школа с 2009 года носит имя великого земляка. Интерес к творчеству мастера, родившегося в 1782 году по - соседству с нынешним Сосновым Бором, на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии, изучение его работ стало неотъемлемой стороной ученичества воспитанников школы.

 

Дух Кипренского незримо присутствует  в учебных классах «художки»: дети создают сюжеты из жизни мастера, изучают его произведения, его творчеств, его судьбу. Победителем открытого творческого конкурса проектов мемориальной доски Оресту Кипренскому в 2017 году стал Кирилл Греков, известный сосновоборцам как автор скульптуры «Сова» в сквере скульптур у ТЦ «Ленинград». Инициатором установки памятного знака на фасаде СДШИ был коллектив МБУ ДО «СДШИ им. О.А.Кипренского». Вице-спикер областного ЗакС Дмитрий Пуляевский поддержал инициативу, профинансировав её реализацию из депутатского фонда.

Накануне открытия мемориальной доски 26 октября, директор школы искусств Игорь Лепин поделился с нашим корреспондентом своим видением творчества великого портретиста, а также впечатлениями о поездке в Рим в мае этого года. Приводим фрагменты его рассказа.

Судьба изменчивая и мистическая

В наш быстрый век сложно представить, чтобы человек, родившись в богом забытом месте, провел бы в нем всю жизнь. А во времена Кипренского ему, незаконнорожденному сыну отставного военного бригадира Дьяконова и крепостной крестьянки, была уготована такая участь. Барин не имел права признать его своим сыном, но его изменчивая судьба сложилась удивительно и почти мистически…

При крещении ему дали фамилию Кипрейский. В 7 лет в приходе Копорской церкви он был записан как Копорский, потом стал Кипренским, а на надгробии художника в церкви Сант Анреа делле Фратте в Риме значится - «Кипренской».

Мальчика записали сыном бывшего пленного шведа Адама Швальбе - управляющего в усадьбе. Католик, представитель другой цивилизации,очевидно, он немало сделал для этого ребенка. Недаром портрет Швальбе, отмеченный особойтеплотой, был одним из первых, уже мастерских работ Кипренского. Именно при виде этого портрета, выставленного спустя годы в Риме в Академии Святого Луки, Кипренского поначалу  упрекнули в том, что он выдает работу Рембрандта за свою.

Социальный лифт или волшебство таланта?

В Академии художеств, находящейся в непосредственном управлении двора, он получает одну награду за другой. Под профессиональным приглядом императорских кураторов Академии молодые таланты могли круто подняться на «социальном лифте» и изменить свою жизнь.

Даже невзирая на отдельные чудачества …Однажды воспитанник академии Кипренский во время парада на плацу бросился с прошением под императорскую лошадь– так, что Павел Первый чуть не сверзнулся со своего коня. Он умолял зачислить его в гусары, так как его дама сердца любила гусар, а не художников...

При выпуске из Академии он получает классный чин, звание свободного художника и право на преподавание, а также освобождение от налогов и воинской службы. Выпускнику  полагались даже форменный мундир и шпага. Победа на конкурсе, золотая медаль за историческую картину и рекомендация академического совета предполагали поездку за границу для совершенствования мастерства.

Кипренский понял, кто перед ним

Из-за наполеоновских войн в Рим художник попадет только через несколько лет. Всю свою жизнь он будет пытаться преуспеть в создании больших исторических полотен, а портреты писать - от случая к случаю, или для заработка, не считая себя исключительно портретистом.

С именем Кипренского у большинства людей связывается одна его работа – портрет 1827 года Александра Сергеевича Пушкина по заказу Антона Дельвига. Это – лучший портрет Пушкина, потому что Кипренский понял, кто перед ним, уловил масштаб одарённости богом этого человека: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»… Все остальные портреты поэта - это не более, чем зарисовки с натуры. Портрет висел у Дельвига до самой его смерти и был выкуплен Пушкиным.

В Риме

Кипренский первым из плеяды русских художников 19 века, кто имел резонанс и признание в Италии и в частности - в Риме. По его стопам пошли Брюллов и Иванов. Он был членом Римской. Неаполитанской, Болонской Академии художеств. Галерея Уффици, заказала ему портрет, где находится он до сих пор. В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькаччи, своей молодой музе, для чего ему даже пришлось принять католичество. Поступок по тем временам экстраординарный.  

Умер художник внезапно, вероятно отпростуды, когда были уже упакованы вещи для отбытия в Россию. Позже его вдова, не имеющая средств к существованию, напишет письмо Николаю Первому с просьбой выкупить работы. По распоряжению императора, невзирая на то, что Кипренский не был обласкан двором, посол России в Риме купит все произведения Кипренского, и они вернутся в Россию, в Академию художеств и эрмитажное собрание.

Захоронение Ореста Кипренского в церкви Сант Анреа делле Фратте, одной из красивейших церквей Рима, легко найти. Надгробие выполнено русским мастером Ефимовым.

Стела с надписью гласит: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…» Сегодня это достаточно посещаемое место, где захоронены многие выдающиеся люди и не только итальянцы.

Священник, закончивший мессу, на вопросы отвечал односложно, но узнав, что интерес к надгробию не праздный, разрешил оставить рядом книгу о нашей художественной школе. Он не припомнил, чтобы кто-либо еще интересовался этим захоронением.

Пусть дух его витает в стенах школы

В выставочном зале Художественной школы открыты две выставки – работы юных художников о Кипренском и фотоотчёт Игоря Лепина о поездке в Рим. Мемориальная доска в память о Кипренском - ещё один знак любви и уважения художнику, который не получил при жизни признания и ответной реакции общества на свои замечательные творения.

Автор барельефа – Кирилл Греков, известный сосновоборцам создатель «Совы» в городском парке скульптур. На здании школы Кипренский изображён с палитрой в руках, окружённый символичными для его жизни деталями: цветы кипрея, фрагменты римской архитектуры.

Кириллу удалось уловить и запечатлеть неуловимый живописный образ Кипренского, вся жизнь которого прошла между датами 1782-1837 . Было множество  дорог, по которым могла повести Кипренского судьба, данная ему при рождении. Но его предназначение оказалось  сильнее, он  пошёл своим путём - удивительным и неповторимым.

Пусть  дух Кипренского живет в нашей школе,  и рядом с ним растут и творят дети.